Государственный кредит выполняет функции


Сущность и функции государственного кредита — Мегаобучалка

Государственный кредит — совокупность экономических отно­шений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юр. лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, креди­тора и гаранта. Главная форма кредитных отношений — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответствен­ность за погашение займов выполнение других обязательств, взятых физическими и юр. лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от платель­щика в бюджет во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита явля­ется его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от банковского и ком­мерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное про­изводство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы какой-либо ее доход.

На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, местные органы власти могут размещать займы, мобилизуя средства для строительства новой канализационной системы, дороги, парка, школы.

Как финансовая категория государственный кредит выполня­ет две функции: фискальную и регулирующую.

Через фискальную функцию государственного кредита осущес­твляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объяс­няется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и пога­шением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения моб-зованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поко­ления, зависит от срока позаимствования средств и процентов по кредиту уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание.

Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно невольно воздей­ствует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Со­знательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая за­ймы среди различных групп инвесторов. Моб-зуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производ­ственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподава­телей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.

Напротив, если государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные сред­ства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, госу­дарство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процен­та, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их бан­кротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные полугосударственные ком­пании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов необходимых направлений экономи­ки той иной территории.

Государственный кредит выполняет следующие функции:

1) распределительная – проявляется в перераспределении финансовых ресурсов на особых принципах срочности, возвратности и целевого назначения;

2) регулирующая – имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов, выделение же бюджетных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств, а порой и дефицита. Социальная сторона государственного кредита связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы;

3) функция учета и контроля проявляется в целевом и рациональном использовании средств, привлекаемых и выдаваемых государством.

Управление государственным кредитом – совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин и ЦБ РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга.

Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия – изменение доходности займов.

Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.

Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

megaobuchalka.ru

41. Государственный кредит: сущность, функции управление

Под государственным кредитом понимается совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами. При которых, государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Если государство берет на себя ответственность за погашение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат. Чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков.

Различают внешний и внутренний государственный кредит.

Внешний государственный кредит возникает у государства с зарубежными странами с международными финансово – кредитными организациями.

Внутренний государственный кредит проявляется, когда государство проводит кредитные операции внутри страны.

Гос. кредит является экономической категорией, которой присущи одновременно черты кредита и финансов. Является одним из видов кредита и характеризуется срочностью, платностью и возвратностью.

Особенности госкредита:

  1. при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

  2. на уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

  3. государства привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О гос. внутреннем долге РФ (№ 3877-1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Функции госкредита. Как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, финансовую, контрольную.

  1. через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Положительное воздействие этой функции госкредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет госзайма, не увеличиваются (что пришлось бы делать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения % по задолженности. Размещение новых госзаймов для погашения задолженности по уже выпушенным называется Рефинансированием гос. долга.

  2. регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государства вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень %-х ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита.

  3. контрольная функция госкредита органически вплетается в контрольную. Однако она имеет свои специфические особенности:1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты %-в.

Управление государственным кредитом.

В широком смысле:

Под управлением понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление госкредитом как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти и управления государством.

В узком смысле:

Под управлением госкредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1. минимизация стоимости долга заемщика

2. недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса

3. эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использование выделенных кредитов

4. обеспечение своевременного возврата кредитов

5. максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Управление госкредитом осуществляют органы управления. Финансовые и кредитные институты. Оперативное управление госкредитом под руководством Правительства РФ обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным Банком.

studfiles.net

Функции государственного кредита

Государственный кредит как финансовая категория выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Посредством распределительной функции государственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета — более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

Положительное значение государственного кредита для экономики состоит также в более равномерном распределении на логов во времени. дело в том, что долгосрочные государственные займы представляют собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании создания крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры. Благодаря государственному кредиту удается избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки погашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.

Иное дело, если средства, мобилизованные с помощью государственных займов, направляются на финансирование военных расходов, выплату заработной платы, пенсий, иных текущих расходов — т.е. на непроизводительное использование. В этом случае перед будущими поколениями встанет дилемма:

вводить новые налоги и ужесточать механизм действующих платежей либо выпускать новые займы, чтобы рассчитаться по старым долгам.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Тяжесть налогового бремени, обусловленного государственными займами, зависит от их сроков и доходности для инвесторов. длительные сроки заимствования средств государством и невысокий уровень дохода по государственным займам оказывают меньшее давление на налоговую нагрузку, и наоборот, краткосрочные займы со сравнительно высокой доходностью для инвесторов уменьшают финансовые возможности государства по снижению налогов. Кроме того, сокращение сроков заимствования способствует увеличению стоимости обслуживания дефицита государственного бюджета. В целом рост государственного долга обусловливает рост налоговых поступлений, направляемых на его погашение.

Регулирующая функция государственного кредита выражается прежде всего в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Например, мобилизуя средства физических лиц, оно уменьшает их платежеспособный спрос. Структура активов предприятий и организаций изменяется при покупке государственных ценных бумаг. Происходит «связывание» денежных ресурсов, что положительно в условиях инфляционной экономики. Для финансовых компаний и банков государственные ценные бумаги служат чувствительным ориентиром в осуществлении финансовой деятельности и формой размещения активов в целях поддержания ликвидности. Процентные ставки, доходность государственных ценных бумаг, тенденции развития рынка ценных бумаг в стране являются важными макроэкономическими индикаторами общего состояния ее экономики. Чем выше спрос государства на заемные средства, чем лучше развит рынок государственных ценных бумаг, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента и цена кредита для предпринимателей.

У государственного кредита как звена финансовой системы существует тесная взаимосвязь с бюджетом государства, с одной стороны, и корпоративными финансами и финансами населения — с другой. В современных условиях она не ограничивается рамками одной страны. Государства вправе заимствовать средства у международных финансовых организаций, друг у друга, зарубежных частных инвесторов, а затем продавать свои долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранным компаниям или банкам.

В рыночной экономике очевидна позитивная роль государственных ценных бумаг в финансировании бюджетного дефицита, который является одной из главных причин формирования государственного долга. Достигнув определенных размеров, государственный долг может представлять угрозу для экономической безопасности страны, поэтому правительства устанавливают пределы бюджетного дефицита и государственного долга в процентах к валовому внутреннему продукту, предусматривают мероприятия по сдерживанию расходов бюджета в связи с обслуживанием государственного долга.

В Беларуси предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, а также пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются Законом о бюджете на очередной финансовый год, в России федеральным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств). Предельный размер государственных заимствований российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного нынешнего долга страны.

Государственный кредит оказывает регулирующее воздействие на объем производства и занятость, которое проявляется:

а) в поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии; б) выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государственных займов; в) кредитовании экспорта отечественных товаров и др.

Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль за правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные уполномоченные органы.

studfiles.net

Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит  — это совокупность финансовых отношений, в которой одной из сторон является государство, а другой (кредиторами или заемщиками) — физические и юридические лица.

Государство может выступать:

  • Заемщиком.

  • Кредитором, предоставляя виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Государство направляет свои кредиты (в том числе и на льготных условиях) в те отрасли экономики, развитие которых по каким-либо причинам особо стимулируется правительством, или же в социально значимые отрасли, не имеющие достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала.

  • Гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. Государство принимает на себя ответственность за погашение их обязательств. Если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то обязанность по выполнению этих обязательств переходит к государству.

В отличие от банковского кредита государственный характеризуется прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и идут на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства.

Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Представители западной экономической мысли дают определения государственного долга посредством анализа дефицита государственного бюджета. С. Л. Брю считает, что «государственный долг — общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране».

Финансово-кредитный энциклопедический словарь дает следующее определение: «долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в том числе международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц».

Учитывая российскую специфику, можно полагать, что государственный долг — это вся сумма неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них, к определенному моменту времени.

Иными словами, государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики, т. е. неоплаченный госзаказ, задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы и т. д. Практически эта задолженность представляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который вдобавок не выплачиваются проценты.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать ряд выводов:

  • сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях cpoчности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;

  • современная фискальная политика признает возможным использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;

  • возникновение дефицита бюджета, обусловливающего наличие и государственного долга, порождается именно временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами;

  • государственный кредит оказывает на экономику регулирующее воздействие посредством влияния на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, процентные ставки по государственным ценным бумагам лежат в основе системы процентных ставок по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам).

Основные функции государственного кредита.

  1. Образование денежных фондов — привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенном моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется с использованием различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

  2. Использование денежных фондов — функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который обеспечивается как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования — погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств.

  3. Контроль — функция государственного кредита, которая выражается во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращение.

Государственный кредит играет важную роль в: 

  • перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала из сферы производства в сферу обращения. Государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки. Оно выступает конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе;

  • повышении эффективности использования средств. Государственный кредит обеспечивает необходимость максимально эффективного использования государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов;

  • ускорении концентрации финансовых ресурсов путем создания возможности для государства привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время.

studfiles.net

сущность, функции, управление (см. Также № 42)

Под государственным кредитом понимается совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Государство является гарантом, если оно берет на себя ответственность за погашение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат. Чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков.

Различают внешний и внутренний государственный кредит. Внешний государственный кредит возникает у государства с зарубежными странами, с международными финансово-кредитными организациями. Внутренний государственный кредит проявляется, когда государство проводит кредитные операции внутри страны.

Государственный кредит является экономической категорией, которой присущи одновременно черты кредита и финансов. Он является одним из видов кредита и характеризуется теми же признаками, что и остальные виды: срочность, платность, возвратность и обеспеченность.

В то же время государственный кредит обладает определенными особенностями:

  1. при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход;

  2. на уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Н-р, займы на строительство новой дороги, жилого массива;

  3. государства привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ (№ 3877-1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

  1. через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Положительное воздействие этой функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы делать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпушенным называется рефинансированием государственного долга.

  2. регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита;

  3. контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, поскольку, во-первых, тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, во-вторых, охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, т.к. предполагает возвратность и возмездность получения средств, а, в-третьих, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

В широком смысле под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом как одним из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.

В узком смысле под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

  1. минимизация стоимости долга заемщика;

  2. недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

  3. эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использование выделенных кредитов;

  4. обеспечение своевременного возврата кредитов;

  5. максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства РФ обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком.

studfiles.net

Функции государственного кредита

Количество просмотров публикации Функции государственного кредита - 132

Функции государственного кредита вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита осуществляет регулирование централизованных денежных фондов за счёт перераспределœения части ранее созданного национального дохода и использования их на принципах срочности, возвратности, платности и целœевого назначения. Государство становится участником рынка ценных бумаᴦ. осуществляя заимствования посредством эмиссии облигаций, в т.ч. и на международном фондовом рынке. Соответственно меняется и сам характер государственного кредита — всœе в большей степени он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных отношений, в базе которых лежит равноположение сторон.

Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны - экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется, прежде всœего, в формировании базовых общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделœения им целœевых кредитов. Выделœение бюджетных ресурсов на безвозмездной базе далеко не всœегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста͵ но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счёт поддержки социальной сферы (образования, здравоохранения, социальною страхования), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населœения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать 'также как фактор увеличения доходов физических лиц.

Одной из функций государственного кредита является учет и контроль за целœевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государственный кредит - это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой базе дополнительных финансовых ресурсов. Как экономическая категория государственный кредит находился на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя, тем не менее, как особое, специфическое отношение.

Государственный кредит функционирует на базе определœенных принципов:

- предоставление средств на возвратной и возмездной базе на определœенный срок:

- добровольный характер заимствования средств:

- ситуационный, разовый характер кредитования:

- избирательный, селœективный характер кредита.

Как способ финансирования расходов правительства государственный кредит обладает рядом преимуществ, имеет меньшие негативные последствия по сравнению с дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счёт прямого повышения налогов. Государственный кредит служит одним из факторов улучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государствy, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, ʼʼсвязыватьʼʼ временно свободные денежные среде та юридических и физических лип и привлекать их в качестве кредитных ресурсов. Преимущество и особенность государственного кредита - и в том, что, как- источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета͵ текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределœении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населœением.

Государственные заимствования всœе-таки оказывают воздействие на состояние бюджетных средств, поскольку. обслуживание государственного долга является традиционной статьей расходной части бюджета. Потому привлеченные государством заемные средства называют антиципированными, ᴛ.ᴇ. взятыми наперед налогами. Государство, таким образом, отвлекает часть бюджетных средств от производительного использования и. кроме того, распределяет бремя погашения долга между всœеми гражданами, а не только между держателями обязательств государства. В этом негативная сторона государственного кредита. Этот момент должна быть смягчен, в случае если заемные средства использовать для вложений в конкретные производительные объекты, которые из собственных доходов б}дут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства бюджета. Расширение границ государственного кредита должно осуществляться на базе развития рынка долговых обязательств, стимулирования инвестиционной активности юридических и физических лиц. формирования эффективной системы управления долгом.

Читайте также

  • - Функции государственного кредита

    Как финансовая категория государственный кредит выполняет следующие функции: распределительную, регулирующую, контрольную. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их... [читать подробнее].

  • - Функции государственного кредита

    Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции: распределительную, регулирующую, контрольную. 1) Важнейшая функция государственного кредита — распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью... [читать подробнее].

  • - Экономическая сущность и функции государственного кредита

    И государственный долг ТЕМА 7. государственный кредит Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон (кредитором либо заемщиком) является государство, а другой – физические и юридические лица. Государственный... [читать подробнее].

  • - Функции государственного кредита

    Тема 16. Государственный кредит 1. Сущность и значение государственного кредита 2. Функции государственного кредита 3. Классификация государственных займов 4. Российская Федерация как гарант и кредитор 5. Региональные и муниципальные займы 1. Сущность и значение... [читать подробнее].

  • - Сущность и функции государственного кредита .

    Бюджетная классификация и бюджетная политика. Бюджет представляет собой балансов По итогам бюджетного года исполнение бюджета может быть равновесным, профицитным или дефицитным. Профицит – превышение доходов над расходами. Дефицит– превышение расходов... [читать подробнее].

  • - Особенности функции государственного кредита .

    Государственный кредит выполняет следующие функции : - распределительная (она состоит в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства ; государственные займы – это второй после налогов источник финансирования гос. Бюджета. В некоторых... [читать подробнее].

  • - Особенности функции государственного кредита .

    Государственный кредит выполняет следующие функции : - распределительная (она состоит в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства ; государственные займы – это второй после налогов источник финансирования гос. Бюджета. В некоторых... [читать подробнее].

  • referatwork.ru


    Смотрите также