Что такое государственный кредит


Государственный кредит - это... Что такое Государственный кредит?

Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Цели и задачи государственного кредита

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера — обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

  • поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме:

  • Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.

Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.

Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

  • Обслуживание и погашение государственного долга;
  • Выпуск и размещение новых облигационных займов:
  • Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
  • Регулирование рынка государственного кредита;
  • Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

См. также

dic.academic.ru

Что такое государственный кредит

Банки, кредиты, депозиты

Для страны государственный кредит – это один из способов привлечь денежные средства на свои потребности. Так что государственные кредиты являются частью всей системы государственных финансов. Практически каждая страна имеет потребность в привлечении дополнительных денежных ресурсов при ограниченных объемах налоговых поступлений и иных доходов. Так что кроме безвозмездных поступлений ресурсов (вроде налогов), государство привлекает еще и средства на возвратных началах, используя форму государственного кредита: и внешнего, и внутреннего.

Государство в этих экономических отношениях может выступать в роли заемщика, гаранта, кредитора.

Если государство возлагает на себя ответственность погасить займ или выполнить иные обязательства, оно становится гарантом. И если должник свои обязательства выполняет вовремя и полностью, то гаранту не придется нести дополнительные затраты. Однако зачастую государственные гарантии нужны заемщикам ненадежным, а значит, централизованным денежным фондам приходится нести расходы.

Государственный кредит, как и любой другой, отличает платность, срочность и возвратность. Однако от банковского или коммерческого кредита государственный отличается типом обеспечения. Банковский или коммерческий кредиты обеспечиваются какими-нибудь ценностями. Когда деньги занимает государство, то в качестве обеспечения выступает вся его платежеспособность, все принадлежащее ему имущество или доходы.

Можно назвать три причины, говорящие о том, почему государству в своей экономической деятельности сложно обойтись без государственного кредита:

- кассовый разрыв бюджета, то есть разница во времени между временем поступления средств в бюджет и их расходованием;

- наличие бюджетного дефицита тоже ведет к необходимости государственного кредита;

 - возрастание ориентации экономики на социальную сферу, увеличение инвестирования в охрану окружающей среды, то есть процессы, требующие увеличить государственные расходы.

Обычно государственный кредит обладает добровольным характером. Хотя, конечно, есть и исключения. Например, после Второй мировой войны население обязали подписаться на государственные облигации, целью которых был сбор денежных средств, предназначенных для восстановления национальной экономики после войны. Принудительные займы, как правило, имеют место в государствах с тоталитарным режимом.

Как используется государственный кредит

Государство использует его в поисках ресурсов с целью финансирования расходов страны, для регулирования процессов в макроэкономике и микроэкономике, для того, чтобы воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику.

Два вида государственного кредита – внешний и внутренний, имеют свои признаки. Понятие внешнего кредита тесно связано с внешним долгом государства. А вот внутренний означает задолженность государства по отношению к лицам внутри страны. Даже ситуация, когда государство не успело перечислить зарплаты или пенсии социальным работникам или незащищенным слоям населения, является государственным кредитом. К государственному кредиту относится и займ государством средств у коммерческих банков, выпуск государственных долговых обязательств – ценных бумаг с определенным сроком погашения.

 До этого мы рассматривали ситуации, в которых государство выступает заемщиком, однако оно может быть и кредитором. Например, государство может кредитовать местные органы власти, организации, предприятия, также может выдавать им ссуды на льготных условиях. Кроме этого, государство может предоставлять и внешние займы.

forex-investor.net

Bank-advisor.ru - One Banknotes

 

Содержание

 

• Особенности государственного кредитования

• Суть государственного займа

• Нюансы предоставления государственного кредитования

• Условия к заемщику государственного кредита

• Иные особенности выдачи государственного кредитования

 

Кредит – слово, ставшее таким привычным для современных людей. Однако над тем, что оно действительно обозначает, вряд ли кто-то задумывается. На самом деле в переводе с латыни его следует понимать как долг. При этом похожее слово «kreditum» обозначает доверие. Государственные кредиты распространены в России на самом деле давно. Ими пользовались еще в 17 столетии, когда правительству требовалось покрыть собственные расходы.

 

Особенности государственного кредитования

 

Однако свою значимость государственный кредит не утратил и в наши дни. Это обусловлено сложившимися экономическими и социальными условиями. Также финансовая система, неотъемлемой частью которой является кредитная сфера, формирует для государственного бюджета:

• практически все самые важные показатели;

• уровень страны на международной арене;

• уровень и динамику роста стабилизации экономики.

 

Сам по себе термин, затрагивающий понятие государственного кредита, довольно сложен, поскольку он затрагивает особенности взаимоотношений между субъектами хозяйства, непосредственно самим государством и населением. При этом власти олицетворяют и кредитора, и заемщика. Однако вторая функция на государство при таком подходе ложится более часто.

 

Если государство вынуждено возложить на свои плечи функции по погашению ссуды, взятой физическими либо юридическими лицами, то его можно именовать гарантом.

 

Суть государственного займа

 

В то же самое время можно выделить как минимум 3 роли финансов в контексте государственного кредитования. Это:

1. Контрольная.

2. Распределительная.

3. Регулирующая.

 

Еще одной уникальной особенностью данного типа займов выступает тот факт, что основой в данной ситуации являются деньги населения. Однако финансы берутся из той категории, что временно оказалось свободной, невостребованной. Также это могут быть средства юридических лиц. Осуществляется же кредитование посредством выпуска и последующего распространения ценных бумаг от лица государства.

 

Что же по своей сути представляет государственный кредит? Это на самом деле очень важный инструмент. Он, как и налоги, позволяет решать самые разные проблемы, в том числе достигать гармоничного сопоставления расходов и доходов в бюджете. Что же касается правового урегулирования такого рода вопросов, то они находятся под контролем гражданско-правовых норм. Если быть конкретными, то это ГК РФ ст. 817. При этом не стоит забывать, что государственный кредит вполне обоснованно можно именовать полноценным и обособленным институтом из категории финансов и права.

 

Нюансы предоставления государственного кредитования

 

Существует несколько правил, особенностей и нюансов касаемо государственного займа. Они в первую очередь зависят от субъекта заемщика. Почему? Так ведь как раз в его руках оказываются сосредоточенными финансы государственного долга, коими заемщик может распоряжаться. Предприятиям государственного и муниципального уровня могут быть предоставлены кредитные средства. Из сумм бюджета ссуда может быть не только процентной, но и освобожденной от процентных ставок. При этом определенных условий, а также лимитированных размеров никто не отменял. Данные критерии в свою очередь зафиксированы в местном либо федеральном бюджете.

 

В чем заключается самая важная, уникальная особенность данного типа ссуды? Это непроизводительное держание и использование финансовых средств. Те финансы, которые позволяет получить этот тип займа, не могут стать непосредственными участниками цепочки производительного капитала. Также они не могут стать частью производства любого вида материальных ценностей. Полученные по этому типу средства по большей части идут на другие цели, в частности на покрытие дефицитных сфер в бюджете. Чтобы погасить проценты, используются:

• новые займы;

• налоги.

 

Условия к заемщику государственного кредита

 

То лицо, которое выступает в роли заемщика, обязуется за определенный срок погасить долг, взятый из бюджета как кредит. Кроме того, государственный займ предполагает предоставление сведений заемщика о себе в максимально полном объеме. Также ему придется своевременно предоставлять отчеты о том, как расходуются средства. Их необходимо отдавать в контрольные и исполнительные органы, которые в свою очередь проводят мониторинг сфер исполнения бюджета. Данный момент четко регулируется разрешениями и законодательными актами. Они формируют реестры, в которых и отражается особенность того или иного бюджетного кредита.

 

Одной из сфер использования государственного кредита является поддержка малых предпринимателей. Под данным термином следует понимать ни что иное, как погашение ссуды, взятой в банке, государством. Однако выплаты производятся только в той ситуации, если мелкий бизнес будет признан банкротом.

 

Среди условий, выдвигающихся обязательно по отношению к государственным займам, обязательно выступает тщательный и детальный предварительный мониторинг заемщика. Оценивается не только его финансовая обеспеченность и состоятельность, но также его общее положение. Кроме того, уполномоченные организации могут ко всему прочему отслеживать и целевое назначение ссудных средств. Они проверяют, как используется кредит. Причем, делается это не единоразово. Данного рода органам позволительно отслеживать состояние кредитных средств на протяжении всей длительности действия ссуды. Кредит может быть предоставлен юридическим лицам – это иная особенность государственного займа. Однако здесь очень важны определенные условия. Так, кредит выдается только тем лицам, которые не имеют иных просроченных ссуд, выданных на возвратной основе из бюджетных средств.

 

Иные особенности выдачи государственного кредитования

 

Деньги по государственному кредиту перечисляются на бюджетный счет. Он должен быть открыт в данной же финансовой организации. Что касается остальных денежных операций, то они проводятся клиентом собственными силами. При этом заемщик должен строго опираться на законодательные акты.

 

Этот тип кредита может быть выдан на льготной основе. Однако в данной ситуации ставятся некоторые условия, на что идут средства. Это может быть:

 

• покупка корма для предприятий по разведению зверей;

• приобретение корма, посадочных средств для организаций, занимающихся разведением рыбы;

• ссуда для агропромышленных предприятий, в том числе фермерских или крестьянских хозяйств. Они могут использовать кредитные деньги для покупки корма, горюче-смазочных материалов, семян, а также сельскохозяйственных и сезонных ресурсов и материалов.

 

Такого рода кредит зачастую выдается для тех организаций, деятельность которых ориентирована на экспорт. В данной ситуации претенденты на получение средств отбираются с использованием конкурсных условий. При этом обязательно должен присутствовать поручитель из категории официальных исполнительных органов власти.

 

Очень важно избегать просрочки платежей по государственному кредиту. Почему? Это может повлечь за собой финансовые санкции, что означает право государства прекратить поддержку или ее существенно сократить.

 

Существует несколько форм государственного кредита:

• внешний;

• внутренний.

 

Второй вариант также имеет несколько разновидностей. Это казначейские кредиты, государственные ссуды, обращение некоторой категории вкладов простого населения в государственный кредит. Также это могут быть гарантированные кредиты и заимствование финансов из общегосударственного ссудного резерва.

 

Законодательными актами регулируется еще и:

• правила и особенности организации деятельности по предоставлению отсрочки;

• рассрочки;

• пени, которая затем становится частью государственного бюджета;

• налоговый кредит.

 

Поскольку в последние годы деятельность российских банков невероятно активна, государственный кредит приобретает все большую значимость.

bank-advisor.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ - это... Что такое ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ?

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ - совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон (кредитором либо заемщиком) является государство, а другой - физические и юридические лица. Г. к. осуществляется главным образом через государственные займы, облигации, которые реализуются населению. В сфере международного кредита государства могут выступать одновременно и кредиторами, и заемщиками. Обычно государство выступает заемщиком денежных средств, а кредиторами являются банки, правительственные учреждения, корпорации, страховые компании, т.ж. государство выступает и в роли кредитора, а заемщиками являются местные органы управления, государственные предприятия и др.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МИНИСТР

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ" в других словарях:

  • Государственный кредит — Государственный кредит  совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями  с другой, по… …   Википедия

  • Государственный кредит — в узком смысле кредит, получаемый государством от юридических и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа. По английски: State credit Синонимы английские: Public credit См. также: Государственные кредиты Кредиты Платежный …   Финансовый словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, вид кредита (см. КРЕДИТ (в экономике)), получаемого государством от юридических и физических лиц в своей стране и за рубежом в виде государственного займа. В системе международного кредита (при межгосударственных займах)… …   Энциклопедический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ — кредит получаемый государством от юридических и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ — совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками физические и юридические лица …   Юридический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ — совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон (кредитором либо заемщиком) является государство, а другой физические и юридические лица. Г.к. осуществляется главным образом через государственные займы, облигации, которые реализуются… …   Юридическая энциклопедия

  • Государственный кредит — (Government credit) Совокупность экономических отношений Система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства Содержание Содержание 1. История государственного в 2. Сущность и функции государственного ссуды 3. и государственный… …   Энциклопедия инвестора

  • Государственный кредит —         совокупность кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве заёмщика. Однако в системе международного кредита (при межгосударственных займах) государство нередко выступает и кредитором. Содержание и формы Г. к.… …   Большая советская энциклопедия

  • государственный кредит —    кредит, получаемый государством от юридических и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа …   Словарь экономических терминов

  • Государственный кредит — это система денежных отношений, возникающих в связи с заимствованием государством свободных денежных средств физических и юридических лиц, иностранных государств, международных организаций и иных субъектов международного права на условиях… …   Большой юридический словарь

  • Государственный кредит —    см. Кредит государственный …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

dic.academic.ru

Государственное кредитование и его формы.

Кредит происходит от латинского «kreditum» (ссуда, долг). В то же время «kreditum» переводится как «верую», «доверяю». Правительство России еще в начале XVII в. прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов, тогда и появились первые государственные кредиты.

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Государственный кредит — система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства, а также населением, при которых государство выступает в роли заемщика и кредитора. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

В тех случаях, когда государство берег на себя ответственность за погашение займов или других обязательств, взятых юридическими или физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Государственный кредит характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

Порядок и правила государственного кредитования зависят от субъекта заёмщика, в распоряжение которого предоставляются денежные средства государственного займа. Государственным и муниципальным предприятиям могут предоставляться отдельные процентные и беспроцентные кредиты из сумм бюджета на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в соответствующем разделе федерального или местного бюджета.

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия.

Основная, особенность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы.

Заёмщики по окончании срока кредитного договора обязаны вернуть средства бюджетного кредита, а также предоставить полную информацию и отчет о его использовании в исполнительные и контрольные органы которые отвечают за исполнение бюджета на основании законодательных актов и разрешений. Органы, отвечающие за исполнение бюджета, ведут реестры, в которых регистрируются все предоставленные бюджетные кредиты.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства.

Хозяйствующему субъекту, который не является государственным или муниципальным предприятием, государственный кредит может быть предоставлен на основании договора на условиях взаимной выгоды и обеспеченности. Обеспечением исполнения обязательств по возврату средств бюджетного кредита могут выступать банковские гарантии, залог имущества на сумму не менее 100% от суммы предоставляемого кредита, поручительства. Предоставленное обеспечение, связанное с исполнением обязательств, не может иметь низкий уровень ликвидности.

Государственное кредитование имеет обязательное условие- это проведение предварительной проверки общего финансового состояния заёмщика. Уполномоченные органы наделены правами на проверку получателя средств бюджетного кредита, а также на последующую проверку целевого назначения и использования получателем кредитных средств на протяжении всего срока договора о выделении кредита. Кредит предоставляется юридическим лицам, только в том случае если у них нет просроченной задолженности по выделенным ранее на возвратной основе средствам бюджета.

Средства государственного кредита перечисляется заемщику на его бюджетный счет, открытый в кредитной организации. Дальнейшие операции и платежи за счет средств государственного кредита проводятся заёмщиком самостоятельно и в соответствии с целевым назначением кредита и в строгом соответствии с законами, которые предусмотрены гражданским законодательством.

На льготных условиях государственные кредиты могут предоставляться:

  • организациям агропромышленного комплекса, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, на приобретение семян, сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, кормов и других материальных ресурсов сезонного спроса, горюче-смазочных материалов и т.п.;
  • звероводческим предприятиям на приобретение кормов;
  • рыбоводческим предприятиям на приобретение кормов и посадочного материала.

Иной порядок выделения государственных средств на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт. Его особенности заключаются в следующем:

  • отбор претендентов для получения государственных средств, в данном случае происходит на конкурсной основе;
  • предоставление бюджетных ссуд осуществляется под поручительство исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Средства фонда предоставляются предприятиям агропромышленного комплекса в независимости от их организационно-правовой формы управления при ведении хозяйства и ведомственной принадлежности. Средства выделяются в пределах запланированных и утвержденных законом о бюджете лимитов, на условиях уплаты процентов в размере 1/4 ставки рефинансирования предоставляемого Центральным банком РФ на день оформления и выдачи кредита.

За несвоевременный возврат государственных средств наступает финансовая санкция - Министерство финансов РФ имеет право сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной поддержки. При обнаружении фактов не целевого использования средств Минфин имеет право приостановить выдачу средств заемщику.

Формы государственного кредита.

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, казначейские ссуды, гарантированные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.

Одной из форм государственного или бюджетного кредитования является внесение изменений в сроки уплаты налогов и обязательных государственных сборов. Порядок и правила по организации работы связанной с предоставлением отсрочки, налогового кредита, рассрочки, инвестиционного кредита по уплате местных и федеральных налогов и сборов, а также суммы пени, подлежащей зачислению в государственный бюджет, регулируется законами и постановлениями налогового законодательства.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.

Сегодня в России замечен значительный всплеск банковской активности, число банковских организаций постоянно увеличивается и немаловажную роль в данном процессе играет государственный кредит.

www.kredituemall.ru

Государственный кредит в 2017 году

Многие страны нуждаются в привлечении лишних наличных средств при маленьких объемах налоговых зачислений и других ресурсов.

Так как кроме беспроцентных зачислений, государство привлекает еще и деньги на возмездных началах, применяя форму государственного займа.

Государство в данных связях может выступать в роли клиента, поручителя, заимодавца.

Важные аспекты

Есть такие основные принципы госкредита:

  1. Добровольности.
  2. Срочности.
  3. Платности.
  4. Возвратности.

От банковского или коммерческого займа государственный кредит отличается типом обеспечения. Банковский или рыночный займы обеспечиваются простыми ценностями.

Когда денежные средства берет государство, то в качестве займа выступает вся его состоятельность, все принадлежащее ему наследство и доходы.

Когда государство берет на себя ответственность возвратить кредит и выполнить необходимые обязательства, оно становится поручителем.

И когда заемщик свои обязательства выполняет своевременно и в полном объеме, то поручителю не нужно будет нести лишние расходы.

Но в большинстве случаев государственное поручительство необходимо клиентам малонадежным, а значит, централизованным финансовым фондам приходится нести затраты.

Причины, почему государству в собственной экономической занятости трудно обойтись без государственного займа:

  1. Отличие во времени между временем зачисления денег в кассу и их использованием.
  2. Присутствие бюджетного недостатка также может привести к надобности государственного займа.
  3. Повышение курса экономики на социальную сферу, повышение вложения в охрану окружающего мира, то есть процедуры, которые требуют повысить государственные затраты.

В обычных ситуациях государственный заем имеет добровольный характер. Но также имеются исключения.

К примеру, после второй мировой войны людей заставили подписаться на государственных бумагах, замыслом каких был сбор денег, которые предназначались для возобновления национальной экономики после войны.

Общие понятия

Кредит – сумма средств, которая передается одним участником соглашения другому участнику на условиях платности, срочности и возвратности.

Любой экономический объект может быть кредитором и заимополучателем в процессе работы экономической системы. Но главное место здесь занимают банковские организации.

Государственный кредит как правовая категория – это группа экономических связей, которые складываются между государством и другими лицами, финансовыми компаниями.

Он выдается на условиях возвратности, платности. Госкредит связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия.

В отдельных ситуациях при его помощи могут мобилизироваться средства в фонды целевого назначения либо елевые проекты.

Кроме того, в систему госкредита относят кредиты, которые предоставляются под госгарантии либо для пополнения валютных резервов ЦБ. Сейчас государство выступает в качестве заемщика и заимодателя.

Располагая большими деньгами, государство одновременно и берет в долг и предоставляет заем иным странам и клиентам в других странах (юридическим и физическим особам).

Также государство, выступает как поручитель погашения кредитов экономическими особами, в работе каких государство заинтересовано. Бланк кредитного договора можно скачать здесь.

Необходимость государственного кредита заложена в несбалансированности доходов и затрат государства (недостаток государственного бюджета), которая возмещается привлечением кредитных средств.

Инфляция и государственный долг – это два метода погашения недостатка государственного бюджета.

В зависимости от положения клиента распознают такие виды госкредитов, как централизованный и децентрализованный государственный заем.

В первой ситуации государственные ценные бумаги (акции) выдаются правительством (МФ), в другой – районными органами власти.

Основные формы

Под формой займа подразумевается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, какие выражает заем.

Бывают товарная и денежная формы кредита. Классификация госкредитов по основным формам:

  • госзаймы, которые предоставляются на основании кредитных договоров;
  • кредиты, которые привлекаются госорганами управления путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;
  • подержанные гарантии, которые предоставляются властями предприятиям и организациям с целью привлечения заемных ресурсов;
  • вложения граждан в сберегательные банки;
  • иные формы.

Госзаймы, которые получают на основе кредитных договоров, могут быть внешними и внутренними. По времени погашения они разделяются на кратко-, средне- и долгосрочные.

Кредиты, которые привлекаются с применением ценных бумаг, также работают в разных вариантах. Это могут быть ценные бумаги, которые предлагаются внутренним и иностранным инвесторам.

Они могут быть нерыночными и рыночными. Госгарантии по займам организациям и учреждениям также входят в состав госкредита. Они не предусматривают трату госбюджета во время получения займов.

Но в ситуации невозврата гарантированных кредитов вовремя, оплата их должна делаться за счет средств госбюджета.

Но их разумное применение способствует стабилизации формирования предпринимательской деятельности и повышению поступлений в госбюджет.

По правовому утверждению подразделяются государственные кредиты, какие выдаются на основе правительских договоров и обеспечиваются оформлением ценных документов.

Договорами регистрируются, как правило, займы от правительств иных стран, международных компаний и материальных институтов. С помощью ценных документов привлекаются деньги на финансовом рынке.

Регистрация государственных кредитов может происходить двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими условиями (векселями).

В теории и на практике госкредит делится на внутренний и международный государственный заем.

При внутреннем госкредите государство обычно есть заемщиком денег, а ее заимодавцами есть банковские организации, страховые организации и т.д.

В ситуации международного госкредита одной из сторон кредитной сделки выступает государство, причем оно может быть и должником и кредитором.

Правовые основы

На данный момент государственный заем регламентируется законом «О государственном внутреннем долге РФ» от 13 ноября 1992 г. № 3877 ФЗ.

По данному закону государственным внутренним долгом Российской Федерации есть кредитные обязательства правительства Российской Федерации, проявлены в государственной валюте.

Отдельные вопросы, которые касаются, к примеру, определенного порядка заключения соглашений госкредита регулируются также ГК РФ (ст.817).

Также госкредит регулируется ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года N 395-1-ФЗ, а также Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ.

Эти два закона следят за работой всех банков России, а также за деятельностью ЦБ России.

Особенности получения госзайма

В чем особенности отношений при государственном кредите? Государство может выступать как в роли заимодавца, так и в роли заемщика и поручителя.

После окончания времени займа государство должно выполнить свои условия и вернуть заимодавцу кредит и накопленные на него проценты.

Данные свойства госкредита, как оперативная, платная, возвратная основа, целевое назначение и наличие финансового обеспечения делают его похожим на банковский заем.

В отличие от коммерческого или банковского кредита, государственному характерны такие особенности:
  • он чаще всего предоставляется на возмещение недостатка в бюджете;
  • финансовым обеспечением выступает все, что принадлежит стране наследство, какое оформляет ее казну, что делает его более надежным в глазах кредиторов;
  • целевой характер данного вида кредита более строгий, чем в случае коммерческого займа;
  • источником возврата выступают налоги и иные займы, а не деньги, полученные в итоге ведения хозяйской деятельности;
  • приводит к понижению в обращении наличных.

Главные функции государственного кредита

Государственный заем как финансовая категория выполняет такие функции:

  1. Распределительную.
  2. Регулирующую.
  3. Контрольную.

Данные функции займа тесно связаны между собой, устанавливая в своей группе назначенную экономическую роль заемных отношений.

Путем распределительной функции госкредита выполняется создание и использование централизованных финансовых фондов государства на нюансах возвратности, оперативности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых средств.

Регулирующая функция проявляется в том, что соответственные субъекты, вступающие в кредитные отношения, действуют на состояние финансового обращения, процесс производства, занятость населения, размер процентов и на финансовую политику.

Контрольной функцией является учет и контроль за целевым и разумным использованием денег, привлекаемых и выделяемых государством.

Выступая в качестве кредитного получателя, государство обеспечивает дополнительные наличные для финансирования собственных затрат.

Госкредит есть главным источником финансирования бюджетного недостатка.

Как показывает опыт иностранных государств с коммерческой экономикой, использование государственного займа для возврата недостатка в бюджете – более результативное и правильное средство по сравнению с кредитно-денежными приемами (к примеру, эмиссией средств).

Что понимается под управлением

Под государственным займом понимается сущность экономических отношений государства с физическими и юридическими особами, при каких государство выступает в качестве клиента, заимодавца и поручителя.

Управление государственным займом может анализироваться в тесном и широком смысле.

Под управлением государственным займом в огромном смысле понимается формирование одного из видов материальной политики государства, связанной с его деятельностью в качестве клиента, заимодавца и поручителя.

Управление государственным займом в огромном смысле как одно из направлений материальной политики находится во владении органов власти и управления государством.

Именно они устанавливают объем бюджетного недостатка и, после этого, и объем кредитов, нужных для их погашения, главные направления и цели воздействия на наличное обращение, заем производство, занятость.

Возможность оформления целевого

Государственный целевой заем в целях обеспечения социальных гарантий и повышения контроля за точным и правильным использованием денег социальной защиты.

Есть самостоятельной кредитной организацией. Госкредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория государственный заем представляет собой систему наличный отношений, которые появились в связи с привлечением государством на основе добровольности временно сводных денежных ресурсов людей и юридических особ.

Чем отличается от банковского

Отличие государственного займа от банковского заключается в таких аспектах:

Необходимость в государственном займе определяется, прежде всего Необходимостью погасить бюджетный дефицит
Государственный заем получают органы власти и управления А банковский кредит могут получить физические и юридические лица на цели, которые указаны в законе
Время погашения кредита жестко урегулировано Его нарушение приводит к появлению лишних проблем

Государственные кредиты могут быть необходимы не только экономически слабым странам, но и государствам с хорошим развитием и стабильной экономикой.

К понятию госкредита имеет прямое отношение понятие государственного долга. Образование государственного долга происходит в итоге заимствований и предоставления государственных гарантий.

Государственный долг обязательно должен быть обеспечен государственной казной. Управление государственным долгом проводится Министерством Финансов РФ и ЦБ РФ.

pravopark.ru


Смотрите также