Брать кредит это грех


Грех ли брать кредиты? | Православие и мир

У всех нас есть множество «почему», касающихся разных сторон духовной жизни. «Правмир» продолжает серию публикаций, в которых на вопросы читателей отвечают священники.

Я проживаю в Казахстане, бываю в России. Часто задаю себе вопрос: почему верующих стало больше, а нравственности меньше? Пожалуйста, напишите ваше мнение по данному вопросу.

Юрий

Протоиерей Михаил Самохин

Здравствуйте, Юрий!

Причина проблемы мне видится в том, что называться верующим и жить по заповедям – вовсе не одно и то же. Кроме того, больше стало не только верующих, но и открытой пропаганды порока, что раньше было немыслимо.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Достоевский утверждал, что русским может считаться только православный. Патриарх Кирилл тоже рассказывал, что наши соотечественники, приехавшие в Индию заниматься йогой, фактически превратились там в индусов. Но если так рассуждать, то каждый русский, сменивший веру, впавший в атеизм или формально крещеный, но живущий не по-христиански – уже не наш человек.

Марина

Здравствуйте, Марина!

Отождествление «русскости» и православия является личным мнением Федора Михайловича Достоевского, а не догматом Православной Церкви. Можно соглашаться или не соглашаться с данным мнением, но отрицать основополагающую роль религии в национальной культуре любого народа невозможно. В то же время возвышать себя перед другими, пусть и заблудшими, людьми, конечно, не православно.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

В статье «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» РПЦ определяет свое отношение к некоторым понятиям, которые извращают ценности человека и уводят его от пути спасения. Но почему бы не проповедовать о вреде этих и многих других понятий, к примеру, свобода слова – не что иное как свобода от ответственности за свои слова. Эти понятия приносят больше зла, чем все войны, которые когда-либо происходили.

Олег

Священник Филипп Парфенов

Дорогой Олег!

Далеко не все православные христиане так считают. Эти понятия не хуже и не лучше, чем многие другие. Исходите из того, что, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с другими (см. Лк. 6:31). И наоборот, не делайте и не желайте другим того, что не желаете себе самому.

Соответственно, если признаёте за собой свободу убеждений и высказываний, признавайте их и за другими. По-моему, тут всё просто!

Разумеется, свободу слова, как и вообще любую свободу выбора, можно употребить на благо, а можно на зло. Бог за нами оставил такой риск, всё-таки не сделав нас запрограммированными машинами, но уважая наш выбор. А вот как мы сами им распорядимся, это уже другой вопрос.

Евангелие призывает к ответственности за свои слова, и в проповедях многих священнослужителей, в том числе в указанном документе, об этом говорится достаточно.

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

У меня есть несколько вопросов. Что входит в зону ответственности Русской Православной Церкви перед обществом? Какими ресурсами влияния на общество обладает РПЦ? В чем может проявляться интерес РПЦ в националистических идеях?

Артем

Протоиерей Александр Ильяшенко

Здравствуйте, Артем!

Основная задача Церкви – проповедь Слова Божьего, окормление верующих. За это она несет ответственность перед Господом нашим Иисусом Христом, Который и основал Церковь. Общество в самом широком смысле этого слова не может предъявлять к Церкви каких-то требований и возлагать на нее ответственность за что-либо, Церковь обществу не подотчетна.

Единственное средство влияние на людей у Церкви – это проповедь, которая ведется с апостольских времен. Проповедь и словом, и делом. В Церкви, как писал еще апостол Павел, «нет ни эллина, ни иудея», поэтому нет и понятия национализма. Церковь – над обществом, она объединяет всех людей, независимо от их национальности, социального положения, пола, возраста.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

***

Я вижу, что Церковь рекомендует всем нам поддержать на выборах действующую власть. Если я не хочу этого и ходила на митинги – это грех?

Мария

Здравствуйте, Мария!

Высказывания отдельных священнослужителей о необходимости поддерживать действующую власть – это их частное мнение, а не позиция Церкви в целом. Выражать свою гражданскую позицию, в том числе участвуя в митингах – не грех.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

***

В последнее время часто встречаю выражение «успешный человек», под которым люди обычно понимают успешную карьеру, богатство, власть, возможности и не более того. Интересно узнать ваше мнение, кто для вас «успешный человек» и что такое успех в христианском понимании?

Георгий

Здравствуйте, Георгий!

Разумеется, с точки зрения вечности и евангельского духа это всё призраки. Или построение своего дома на песке, а не на камне. Успешным человеком с христианской точки зрения можно назвать святого. Который любит всех и любим многими другими, с которым легко и просто, но которому, однако, и завидовать могут черной завистью, как завидовали Христу. С точки зрения внешнего успеха, кстати, Христос был полный неудачник, но тут уж придется выбирать, за кем идти. Христос предупреждает об узком пути исполнения заповедей Божьих, но многие как раз подразумевают широкий путь, связанный с этим самым внешним успехом…

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

Библия запрещает реализацию табака и алкоголя, почему тогда владельцы супермаркетов богаты и счастливы, развиваются и строят дальше?

Виталий

Потому что, дорогой Виталий, реально по Библии стремится жить совсем небольшая доля от общего числа людей! И раз есть спрос на табак и алкоголь, то, естественно, будет и предложение.

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

Собираются ли священники участвовать в комиссиях по условно-досрочному освобождению убийц и насильников? Спрашиваю потому, что люди из тех мест выходят не раскаявшись, а значит, общество должно быть готово потерять еще кого-нибудь, кто встанет на пути грешника.

Владимир

Священник Антоний Скрынников

Здравствуйте, Владимир!

Такие комиссии есть при каждом главе региона, в какие-то из них входят священнослужители, может, даже во все, не интересовался этим вопросом. Почему вы решили, что условно-досрочное освобождение бывает только убийцам и насильникам? Как показывает практика, у нас на Ставрополье в первую очередь рассматриваются ситуации, не связанные с совершением тяжких преступлений.

С уважением, священник Антоний Скрынников

***

Как Церковь относится к судам, и может ли христианин идти на суд в качестве свидетеля?

Рената

Здравствуйте, Рената!

Церковь с уважением относится к земному правосудию, если оно не заслоняет для верующего того, что Главный Судия – Господь наш Иисус Христос. Свидетелем быть можно, нельзя быть лжесвидетелем.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Согласно заповедям Божьим человек должен любить ближнего своего, прощать и не осуждать. Означает ли это, что верующий православный не должен подавать в суд на ближнего? Например, если человека ограбили или он пострадал в результате врачебной ошибки, будет ли на нём грех, если он обратится в судебные органы?

Юлия

Здравствуйте, Юлия!

Нет, конечно, не значит. В подобных ситуациях каждый решает сам, как поступить, и здесь нет никаких общих рекомендаций. Осуждаем мы тогда, когда желаем зла человеку, ненавидим его, злословим, проклинаем и т.д. Если же мы пытаемся оградить себя и своих ближних от возможного зла и ущерба, который может быть нам нанесен от каких-то людей, то для этого как раз и существуют суды и полиция, а в общегосударственном и международном масштабе армия, которые это возможное зло ограничивают, локализуют, а с тех, кто навредил другим, могут потребовать возмещение ущерба.

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

Можно ли православному христианину иметь паспорт и прочие документы?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина!

Нет никакого греха в получении паспорта, других документов, в том числе электронных документов и ИНН, об этом неоднократно говорил еще Святейший Патриарх Алексий, это официальная позиция Церкви, узнать о которой подробнее Вы можете здесь. Нужно бояться не тотальной слежки со стороны государства, а греха в своей жизни, и тогда ничто не отлучит нас от Христа и Его к нам Любви.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

***

Как относится Православная Церковь к кредитам? У нас семья не воцерковленных людей, но кредиты никогда не брали, и я знаю с детства, что это нехорошая затея. Мама мне говорит, что кредиты не одобряются верующими и Церковью. А я познакомилась с верующим православным парнем, который считает кредиты нормальным делом, особенно на жилье.

Тамара

Здравствуйте, Тамара!

Православная традиция запрещает зарабатывать деньги, давая их под проценты. Однако ничего конкретного о том, можно ли пользоваться заемными средствами, Священное Писание не говорит. «Основы православного хозяйствования» таким образом говорят о ссудном капитале:

«Если вовсе изгнать из хозяйственной практики дачу ссуд под процент не удастся, то следует хотя бы ограничить разумный максимальный размер процента, выше которого брать запрещено по закону, как сделал в свое время великий князь Владимир Мономах. Но в сфере идеологии и пропаганды расставить акценты необходимо: ростовщичество – постыдное, душевредное дело».

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

Читайте также:

www.pravmir.ru

Можно ли христианам брать кредит? — Богоблог

Вопрос: Можно ли христианам брать деньги в долг, покупать что-либо в кредит или отдавать деньги в займы под какой-то процент?

Отвечает пастор Алексей Коломийцев: Вопрос кредитов играет очень значительную роль в жизни современного общества, и конечно его невозможно избежать христианам. Эта тема стала особенно важной в последние годы в странах бывшего Советского Союза, в связи с резко изменившимися там экономическими условиями.

Неверные подходы к новым финансовым возможностям поставили многих христиан в очень опасные условия. Некоторые попали в беду в результате попыток заработать большие деньги на процентах. Другие, погорели на своём желании иметь много, заняв деньги или купив что-то в кредит, не имея возможности выплатить постоянно растущий долг. При этом большинство христиан забывают, что Библия содержит в себе очень важные принципы, следуя которым, можно не только избежать подобных проблем, но и заложить прочный фундамент финансовой стабильности.

Два основных Библейских финансовых принципа выражены в десяти заповедях. Первый – не присваивай того, что тебе не принадлежит, (заповедь «Не кради» Исх 20:15). В новом Завете Павел представляет эту истину в Еф 4:28, «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись…». Второй принцип – будь доволен тем, что у тебя есть, (заповедь «Не пожелай чужого» Исх 20:17). Новый Завет подтверждает этот принцип в 1 Тим 6:6-10 «Великое приобретение быть благочестивым и довольным…».

Из этих принципов можно сделать ясный вывод – христиане должны уметь жить по средствам и быть довольными тем, что у них есть. Именно этот принцип в наибольшей степени формирует отношение к кредитам. Нельзя занимать деньги на то, без чего можно обойтись. Нет ничего плохого в том, чтобы жить в хорошем доме, пользоваться дорогой техникой или носить красивую и удобную одежду. Но это верно только тогда, когда вы действительно можете себе это позволить. Если же ради этого вам приходится занимать деньги, покупать эти вещи в кредит, обкрадывать Бога, не жертвуя на служение Церкви, или же работать день и ночь, отрывая время от семьи и от поклонения Богу – это грех. Вы пользуетесь тем, что вам не принадлежит, и делаете это по причине того, что вам просто хочется лучше жить. Бог даёт каждому из своих детей разный материальный уровень, исходя из Его целей определённых для нас. Нам же нужно научиться выбрать правильный уровень жизни и быть довольным тем, что у нас есть. Единственным исключением здесь может быть ипотека, или mortgage, когда вы занимаете на приобретение дома. Это связано с тем, что дом обычно не теряет своей ценности, и его реальным собственником являетесь не только вы, но и банк, давший вам на него деньги. Но даже в случае покупки дома, нужно быть реалистом и не покупать того, за что вы не в состоянии платить.

В тоже время, в определённых ситуациях, Библия допускает возможность просить материальной или финансовой помощи у других, беря что-то в займы. Это касается тех ситуаций, когда человек попадает в чрезвычайные обстоятельства. Иисус Христос приводит такой пример, в Лук. 11:5-10. К человеку поздно вечером пришёл гость, а у него нет хлеба, чтобы гостя накормить. Он идёт к соседу и настойчиво просит его, дать ему хлеба взаймы. Ясно, что в данной ситуации у человека есть острая необходимость просить хлеб в долг. Он не мог её предусмотреть. Кроме того, он берёт столько, сколько реально сможет отдать. Отказ просить в долг в подобных ситуациях, часто может быть продиктован гордостью.

Ещё одна группа текстов определяет правильное отношение к тому, как давать деньги в долг другим.

Прежде всего, нужно отметить, что все тексты, говорящие на эту тему, каются контекста оказания помощи тем, кто действительно находится в нужде (Втор 15:2-10). В этом случае, Писание упоминает несколько принципов: 1) «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5:42). Это значит не избегать общения и дружбы с людьми, кто потенциально может нуждаться в помощи. 2) Если дал в долг – не ожидай обратно (Луки 6:34-35). Будь готов терпеть и даже понести на себе убыток, в случае, если должник не может вернуть долг во время. 3) Никогда не бери процентов с тех, кому занял, «…Кто серебра своего не отдаёт в рост» (Пс 14:5). Смотри на подобные ситуации как на дела милосердия, а не как на возможность заработать.

Эти принципы не касаются ситуаций, когда занимают на то, что не является необходимостью или же когда занимают на развитие бизнеса. В первом случае нельзя занимать вообще. Делая это, вы становитесь соучастником греха, когда человек пытается завладеть тем, что он не может себе позволить. Вторую ситуацию нужно рассматривать не как заём, а как совместное предприятие. Это вполне нормально, когда у кого-то есть экспертиза и определённый опыт, а у кого-то есть деньги, и они решают объединить свои ресурсы, для того, чтобы что-то производить и получать от этого прибыль. В этом случае, вложивший деньги, так же получает часть прибыли, в зависимости от того, какую роль его деньги играли в предприятии. В данной ситуации нужно подходить с позиции описанной Христом в истории строителя башни, который, прежде чем приступить к проекту, сначала должен всё хорошо высчитать (Лук 14:28-30). Если у вас кто-то просит занять на бизнес, будь-то отдельная личность, организация или банк, внимательно изучите, как получается прибыль, хотите ли вы быть частью этого бизнеса, и будет ли данное вложение эффективным. Избегайте предложений, обещающих слишком большие дивиденды. Предприятия, стоящие за ними или являются какой-то махинацией, в результате чего вы потеряете деньги, или же связаны с каким-то преступным способом заработка. В этом случае, вы можете потерять не только деньги, но и свободу, или даже жизнь.

Эти простые Библейские принципы помогут практически определить правильное отношение к самым различным ситуациям, касающимся кредитов в современном мире.

Во Христе,Пастор Алексей Коломийцев

bogoblog.ru

Стоит ли брать кредиты? Советы пастырей

Православие.Ru

Мы живем в экономике, построенной на кредитах. Нас постоянно уговаривают взять кредит в банке, чтобы совершить те или иные нужные крупные покупки. Но у многих из нас есть знакомые, у которых уже большая часть зарплаты уходит только на расплату по кредитам. Так стоит или не стоит брать кредиты? Если нет, то почему? Что по этому поводу можно сказать с вероучительной точки зрения?

«Современное рабство — не железные цепи,а финансовые кандалы и оковы»

Священник Валерий Духанин:

Священник Валерий Духанин

    

— Брать или не брать кредиты — не сфера вероучения Церкви. Если ты взял кредит, то от этого не перестал быть православным. Равно и если ты не берешь кредиты, то от этого не становишься исповедником Православия. Однако этот вопрос напрямую относится к нашей духовной жизни, к сфере православной этики.

В этой связи выскажу свою позицию, которая, возможно, покажется радикальной. Прежде всего, кредиты — это приманка, как приманкой является сыр в мышеловке. Кредиты рекламируются как способ повысить уровень своей жизни, быстрее достичь желаемого, скорей приобрести то, на что у тебя нет средств сейчас, но чего тебе очень хочется. И всякий раз всякий кредит лишает человека свободы.

Что, собственно, означает собой кредит? Означает он элементарную истину — то, что у тебя нет тех денег, которые хотелось бы иметь. Тебе хочется что-то приобрести, но нет соответствующих средств. И вот ты их занимаешь у банка, однако вернуть должен непомерно больше, чем взял. Сколько людей надорвались, будучи уверены, что справятся с выплатой, но стали заложниками ситуации и больше потеряли, чем приобрели! Но даже если ты справишься с выплатой, над тобой кредит висит как дамоклов меч. В Священном Писании сказано, что должник делается рабом заимодавца (ср. Притч. 22, 7). Современное рабство выражается в том, что человек закован не в железные цепи, а в финансовые кандалы и оковы.

Есть люди, которые берут кредиты для подъема своего бизнеса. Это очень опасное и рискованное мероприятие, но, вероятно, бизнесмен не видит иного выхода на данный момент и надеется, что его прибыль покроет все проценты кредита. Иногда это получается, а иногда и нет. Мне время от времени приходится видеть предпринимателей, которые несвободны, закабалены своими кредитами, зачастую не знают, где бы еще достать средств, ибо ни одной свободной копейки у них нет, всё куда-то вложено или идет на погашение кредитов.

Кто-то берет огромные кредиты для покупки жилья и иной недвижимости. Возможно, что другого выхода нет, но люди идут на огромный риск. Знаю реальные случаи, когда кредит брали лет на двадцать, но за этот период жизнь так поменялась, что расплачиваться стало уже нечем.

Любое закабаление несет мучение, лишние страхи и переживания. Вместо того чтобы думать о спасении своей бессмертной души, человек бросает все силы на погашение кредита, боится неуплаты в срок и наложения штрафных санкций, работает день и ночь, забыв о семье и становясь неспособным молиться.

Кредиты — это не только ловушка, но и выражение современного потребительства, принципа «бери всё, что хочешь, и прямо сейчас». Они потворствуют похоти плоти, похоти очей и гордости житейской и в каком-то смысле способствуют выстраиванию новой вавилонской башни, в которой всё земное быстро громоздится одно на другое, чтобы достичь до самых небес. Но в реальности всё это рушится, как и та самая башня.

Практика брать кредиты рождается из недовольства своим положением. Вот апостол Павел сказал: Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 6–10). Это напрямую относится к тем, кто берет кредиты.

В конечном итоге, кредиты воплощают в себе и наше тщеславие (потому что хочется показаться более обеспеченными), и сребролюбие (поскольку всё вертится вокруг денег), и неразумие (ибо человек трезво не осмысляет последствия), но завершается это однозначно унынием (ибо страхи и беспокойство лишают внутренних сил).

Надо ли делать покупки, на которые у тебя денег нет? Не лучше ли научиться жить по средствам, а не гнаться за тем, что не по карману? Это ведь самообольщение — желать приобрести то, на что ты не можешь заработать. Но главное, такой человек никогда не будет счастлив, он всегда будет думать, что ему чего-то не хватает. Как точно говорил святитель Иоанн Златоуст: «Богат не тот, кто имеет многое, а тот, кто не нуждается во многом».

«Отложи решение на неделю, а лучше — на месяц»

Протоиерей Максим Козлов:

Протоиерей Максим Козлов

    

— С вероучительной точки зрения, можно сказать, что всякого рода попытки истолковать современную экономическую систему в контексте ветхозаветных указаний о кредиторах и давании денег взаем будут довольно неадекватным переносом одних исторических реалий на другие.

Я бы сказал, что если и приходится брать кредит в тех или иных жизненных обстоятельствах, то делать это следует строго в разумных пределах, чтобы не оказаться в дурной зависимости от современной банковской системы. Чтобы из-за легкомысленного желания получить дармовые, казалось бы, деньги сейчас — потом не страдали бы наши дети и близкие.

Ну, и простой совет, который давался уже много раз — никогда не брать кредит по первому побуждению. Тем более — по предложению от банка, которое навязчиво поступило тебе по телефону или электронной почте. Если в силу конкретных жизненных обстоятельств тебе нужен кредит на ипотеку или образование детей, а не на баловство какое-то, то отложи решение минимум на неделю, а лучше — на месяц. Не спеши, помолись, подумай, обсуди с теми, кто умнее тебя. Если и тогда решение не изменится и останется тем же, то ему можно и последовать.

«Лучше жить просто,довольствуясь заработанным честным трудом»

Священник Димитрий Шишкин:

Священник Димитрий Шишкин

— Более краткого, но точного высказывания о кредитах, чем известная шутка, я не знаю. Звучит она так: «Берешь чужие и на время — а отдаёшь свои и навсегда». А если серьезно, брать кредит — это очень рискованное дело со многими неизвестными. Я уже не говорю, что само по себе ростовщичество (а со стороны банков выдача кредитов — это не что иное, как ростовщичество) — это грех. И мы, получается, втягиваясь в кредитную историю, так или иначе становимся участниками порочной практики. Но даже если человек хочет начать собственное дело (а это без кредита довольно сложно), то всё равно надо помнить, что влезать в долги — это всегда большой риск, и можно, что называется, прогореть по-крупному, если бизнес не пойдет, а отдавать кредит будет нечем.

Мне это всё напоминает рулетку или игральные автоматы, которых, слава Богу, сейчас не стало на наших улицах, а в своё время в этих игральных залах разыгрывались настоящие трагедии, когда люди в желании быстро разбогатеть теряли всё и не только сами страдали, но ввергали в нищету, отчаяние и ужас свои семьи и близких… Не дай Бог! Вот такое возможно и с кредитами.

Мы все знаем эти душераздирающие истории, как люди берут вроде бы небольшие деньги, но в результате банковских манипуляций с процентами оказываются в отчаянном положении. Моё личное мнение, что лучше жить просто, довольствуясь малым, заработанным честным трудом, чем пускаться в сомнительные авантюры (а кредитная история почти всегда — это авантюра, игра, ставка «на удачу»). Кроме того, причиной того, что люди влезают в долги, становится зачастую пресловутая психология потребления, когда человеку кажется, что у него непременно должно быть «всё как у всех». Человек начинает гнаться за каким-то мифическим стандартом комфорта и обеспеченности, забывая зачастую о главном: полнота жизни, подлинное счастье состоит в согласии с Богом, собственной совестью, в добрых отношениях с ближними. На евангельском языке это звучит так: Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15).

pravlife.org

Отношение христиан к кредитам | Церковь "Примирение" г. Казань

Можно ли христианам занимать деньги, покупать в кредит или давать деньги под проценты?

 

Вопрос кредитов играет очень значительную роль в жизни современного общества, и конечно его невозможно избежать христианам. Эта тема стала особенно важной в последние годы в странах бывшего Советского Союза, в связи с резко изменившимися там экономическими условиями.

 

Неверные подходы к новым финансовым возможностям поставили многих христиан в очень опасные условия. Некоторые попали в беду в результате попыток заработать большие деньги на процентах. Другие, погорели на своём желании иметь много, заняв деньги или купив что-то в кредит, не имея возможности выплатить постоянно растущий долг. При этом большинство христиан забывают, что Библия содержит в себе очень важные принципы, следуя которым, можно не только избежать подобных проблем, но и заложить прочный фундамент финансовой стабильности.

 

Два основных Библейских финансовых принципа выражены в десяти заповедях. Первый – не присваивай того, что тебе не принадлежит, (заповедь «Не кради» Исх 20:15). В новом Завете Павел представляет эту истину в Еф 4:28, «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись…». Второй принцип – будь доволен тем, что у тебя есть, (заповедь «Не пожелай чужого» Исх 20:17). Новый Завет подтверждает этот принцип в 1 Тим 6:6-10 «Великое приобретение быть благочестивым и довольным…».

 

Из этих принципов можно сделать ясный вывод – христиане должны уметь жить по средствам и быть довольными тем, что у них есть. Именно этот принцип в наибольшей степени формирует отношение к кредитам. Нельзя занимать деньги на то, без чего можно обойтись. Нет ничего плохого в том, чтобы жить в хорошем доме, пользоваться дорогой техникой или носить красивую и удобную одежду. Но это верно только тогда, когда вы действительно можете себе это позволить. Если же ради этого вам приходится занимать деньги, покупать эти вещи в кредит, обкрадывать Бога, не жертвуя на служение Церкви, или же работать день и ночь, отрывая время от семьи и от поклонения Богу – это грех. Вы пользуетесь тем, что вам не принадлежит, и делаете это по причине того, что вам просто хочется лучше жить. Бог даёт каждому из своих детей разный материальный уровень, исходя из Его целей определённых для нас. Нам же нужно научиться выбрать правильный уровень жизни и быть довольным тем, что у нас есть. Единственным исключением здесь может быть ипотека, или mortgage, когда вы занимаете на приобретение дома. Это связано с тем, что дом обычно не теряет своей ценности, и его реальным собственником являетесь не только вы, но и банк, давший вам на него деньги. Но даже в случае покупки дома, нужно быть реалистом и не покупать того, за что вы не в состоянии платить.

 

В тоже время, в определённых ситуациях, Библия допускает возможность просить материальной или финансовой помощи у других, беря что-то в займы. Это касается тех ситуаций, когда человек попадает в чрезвычайные обстоятельства. Иисус Христос приводит такой пример, в Лук. 11:5-10. К человеку поздно вечером пришёл гость, а у него нет хлеба, чтобы гостя накормить. Он идёт к соседу и настойчиво просит его, дать ему хлеба взаймы. Ясно, что в данной ситуации у человека есть острая необходимость просить хлеб в долг. Он не мог её предусмотреть. Кроме того, он берёт столько, сколько реально сможет отдать. Отказ просить в долг в подобных ситуациях, часто может быть продиктован гордостью.

Ещё одна группа текстов определяет правильное отношение к тому, как давать деньги в долг другим.

 

Прежде всего, нужно отметить, что все тексты, говорящие на эту тему, каются контекста оказания помощи тем, кто действительно находится в нужде (Втор 15:2-10). В этом случае, Писание упоминает несколько принципов: 1)  «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5:42). Это значит не избегать общения и дружбы с людьми, кто потенциально может нуждаться в помощи. 2) Если дал в долг – не ожидай обратно (Мф. 6:34-35). Будь готов терпеть и даже понести на себе убыток, в случае, если должник не может вернуть долг во время. 3) Никогда не бери процентов с тех, кому занял, «…Кто серебра своего не отдаёт в рост» (Пс 14:5). Смотри на подобные ситуации как на дела милосердия, а не как на возможность заработать.

 

Эти принципы не касаются ситуаций, когда занимают на то, что не является необходимостью или же когда занимают на развитие бизнеса. В первом случае нельзя занимать вообще. Делая это, вы становитесь соучастником греха, когда человек пытается завладеть тем, что он не может себе позволить. Вторую ситуацию нужно рассматривать не как заём, а как совместное предприятие. Это вполне нормально, когда у кого-то есть экспертиза и определённый опыт, а у кого-то есть деньги, и они решают объединить свои ресурсы, для того, чтобы что-то производить и получать от этого прибыль. В этом случае, вложивший деньги, так же получает часть прибыли, в зависимости от того, какую роль его деньги играли в предприятии. В данной ситуации нужно подходить с позиции описанной Христом в истории строителя башни, который, прежде чем приступить к проекту, сначала должен всё хорошо высчитать (Лук 14:28-30). Если у вас кто-то просит занять на бизнес, будь-то отдельная личность, организация или банк, внимательно изучите, как получается прибыль, хотите ли вы быть частью этого бизнеса, и будет ли данное вложение эффективным. Избегайте предложений, обещающих слишком большие дивиденды. Предприятия, стоящие за ними или являются какой-то махинацией, в результате чего вы потеряете деньги, или же связаны с каким-то преступным способом заработка. В этом случае, вы можете потерять не только деньги, но и свободу, или даже жизнь.

 

Эти простые Библейские принципы помогут практически определить правильное отношение к самым различным ситуациям, касающимся кредитов в современном мире.

 

www.primireniechurch.ru

КАК ГРЕХ НА ДУШУ: лучше его не брать.

Подробности Жизнь 14.03.2013 14:55

     В последние годы в Кыргызстане - и не только - набирает обороты новый вид зависимости, граничащий с психологическим расстройством.

 

 

 

     Как и все прочие удобства, возможность взять кредит на приобретение чего-то необходимого без долгого периода накопления, - конечно же, благо. Кредит позволяет "купить время", и эта покупка порой оказывается самой ценной.      Может быть сделана срочная дорогостоящая операция, молодая семья может переехать в собственную квартиру и обрести если уж не финансовую, то хотя бы территориальную самостоятельность и независимость от родителей, да и автомобили давно уже из роскоши превратились в обычное средство передвижения. А если это средство ещё и доходы увеличивать помогает - почему бы не приобрести его в кредит…      Но в том-то и состоит ловушка любого удобства - в совершенно неуловимой в первое время грани между осознанным выбором и пагубной привычкой.      В первом случае у человека есть выбор, и здесь взвешиваются все "за" и "против", реально оцениваются собственные возможности вернуть взятое в долг, перспективы развития событий и т.д. Совсем иначе обстоят дела, если рекламное предложение приобрести что-либо в кредит затмевает все доводы рассудка.  Человек уже видит себя обладателем чего-то очень привлекательного. Он оказывается не в силах противостоять своему по-детски нетерпеливому: "Хочу сейчас!".      Сначала человек берёт кредит с некоторой опаской. Потом становится всё смелее и смелее: на квартиру, на машину, на бытовую технику, на свадьбу, на мебель, на одежду и обувь…      В кредит можно модно одеться, обставить дом, съездить в отпуск, побаловать себя "навороченным" смартфоном или ноутбуком. А с помощью кредитной карты можно хоть каждый день кататься по городу на такси, обедать в кафе, накупить в супермаркете деликатесов!      А если оформить сразу несколько кредитов на всё вышеперечисленное? И в кои-то веки почувствовать себя обеспеченным человеком? Согласитесь, заманчиво!      Вот что рассказывает специалист по кредитованию:      - Свою работу в банке я начинала с потребительского кредитования на точке по продаже мобильных телефонов и цифровой техники. Вы не представляете, какое количество покупателей уже после 5-минутной рекламы продавца с горящими глазами кидались к моему столику!      Все они хотели поскорее оформить кредит на телефон, фотоаппарат или ноутбук своей мечты!      Их не останавливала ни 200-процентная переплата по кредиту, ни 20-процентная единовременная комиссия, ни тот факт, что размер будущего платежа равнялся иногда половине их зарплаты.      Однажды кредит на очень дорогой мобильный телефон оформлял папа вместе с сыном-старшеклассником. Я честно посчитала им сумму конечной переплаты и озвучила все дополнительные затраты по кредиту. Они долго совещались, но всё-таки решились и ушли из салона очень счастливыми.      На следующее же утро перед магазином меня поджидала разгневанная мама (она же жена). У неё в отличие от мужчин хватило рассудительности пересчитать дома сумму переплаты по кредиту и ужаснуться результату. Она кричала, что мы грабители и вымогатели. Утверждала, что я обманом заставила её мужа подписать кредитный договор и взывала к моей совести. И, естественно, хотела вернуть товар в магазин и расторгнуть кредитный договор с банком…      Могу себе представить, какая буря разразилась в этой семье накануне.      Понятное дело, что кредитный договор был расторгнут. Но, во-первых, семья потеряла 20% от стоимости кредита - это была единовременная комиссия, взимаемая при оформлении кредита и не подлежащая возврату; во-вторых, мобильный телефон отдали на экспертизу, чтобы проверить его целостность и принять обратно в магазин. Процедура по времени заняла около 10 дней, в течение которых капали проценты по кредиту.      Такие случаи  - скорее правило, чем исключение. Люди под влиянием эмоций берут кредит, совершенно не задумываясь о последствиях, и защита прав потребителей при кредитовании тут совсем ни при чём.      Половина моих заёмщиков вообще не спрашивали о конечной сумме переплаты по кредиту! Их в лучшем случае интересовал только размер ежемесячного платежа…      Кредитомания, утверждает психолог Айнура Карынова, - это психологическая зависимость. Такая же, как игромания, наркомания или алкоголизм.      Кредитная зависимость вызывает все симптомы классических неврозов: бессонницу, раздражительность, быструю утомляемость, а иногда - и мысли о самоубийстве.      Практически все кредитоманы нуждаются в профессиональном психотерапевтическом лечении. Расплатиться с кредитами врачи, конечно, не помогут, но зато поправят психологическое здоровье "вечного заёмщика", чтобы он наконец-то перестал истерить и уходить от проблем, а пытался их реально решить.      В группу повышенного риска попадают молодые и пожилые люди. Первые пока ещё не научились правильно планировать собственный бюджет и к долгам относятся крайне легкомысленно. Вторые "покупаются" на рекламу и убедительные доводы доброжелательных кредитных менеджеров - и хотят хоть на старости пожить "по-человечески".      Кстати, доверчивостью и плохим зрением пожилых людей часто пользуются некоторые бессовестные сотрудники банков, подсовывая им на подпись документы с цифрами, которые в несколько раз отличаются от озвученных ими вслух.      Впрочем, модная нынче тенденция во всём обвинять сотрудников кредитных организаций неверная в корне. В конечном счёте никто никому кредиты не навязывает. Брать или не брать деньги в кредит - это каждый решает для себя сам. И каждый (если он, конечно, психически здоров) в состоянии ответить себе на главные вопросы: а так ли уж необходим именно сейчас этот кредит? А будет ли возможность вовремя расплатиться?      В последнее время кредитомания приобрела поистине невиданный размах. Типичное её проявление - когда заёмщик оформляет новый кредит на погашение старого (или старых), потом ещё один - и так далее.      Причём с каждым разом кредит обходится ему всё дороже и дороже. Со временем банки начинают отказывать такому заёмщику, и он обращается к частным инвесторам за займом под сумасшедшие проценты.      Вот он, тупик… А дальше начинаются митинги, голодовки и публичные самосожжения.      По словам практикующих психоаналитиков, к ним на приём, как правило, приходят не сами кредитоманы, а их родственники. Потому что сами зависимые, как и любые "маньяки", не могут объективно оценить происходящее и свою роль в сложившейся ситуации.

 

 

 

Как не заболеть кредитоманией?

 

     Об этом надо задуматься ещё на стадии появления мыслей о кредите.      1. Изначально тщательно распланируйте свои личные и семейные бюджеты.      Учитывайте в расходах только более-менее постоянные источники дохода. Например, доход от сдачи в аренду квартиры, заработную плату госслужащего, проценты по депозиту. На все другие нерегулярные и нестабильные денежные "ручейки" лучше вообще не рассчитывать!      К примеру, у вас есть сезонная подработка с нефиксированной ставкой, иногда обеспеченные родственники подкидывают деньжат, средства вложены в рискованный бизнес. Если ситуация сложится благополучно - полученные неожиданно деньги можно пустить на досрочное погашение кредита. А вот для плановых платежей такие источники не годятся категорически - кредит придётся погашать каждый месяц, поэтому и источники его погашения тоже должны быть ежемесячными и прогнозируемыми.      2. Тщательно изучите условия будущего кредита и все дополнительные расходы.      Не стесняйтесь задавать кредитному менеджеру наивные и глупые (на ваш взгляд) вопросы. Переспрашивайте, если хоть что-то вам непонятно. Требуйте предварительных распечаток с графиками платежей, расчётом ВСЕХ единовременных затрат и дополнительных расходов (например, сумма страховки, комиссии за обслуживание ссудного счета и т.д.).      Отдельно стоит уточнить все условия досрочного погашения - ведь на этом моменте можно как прилично сэкономить, так и много потерять.      3. Сразу после оформления кредита срочно "перестраивайте мозги". От привычного образа жизни придётся отказаться (конечно, если речь идёт не о копеечном кредите на телевизор или диван). Записывайте все доходы и расходы, сохраняйте чеки на покупки и старайтесь изыскивать всё новые и новые способы сэкономить на ненужном, а из освободившихся средств создать резервный фонд.      4. Никогда не рассчитывайте на помощь других людей для погашения кредита! К рассмотрению принимайте только ваши личные и семейные доходы.      5. Если кредит оформляется на квартиру или автомобиль, обязательно застрахуйте их!      6. Никогда не пытайтесь погасить старые долги за счёт новых - это замкнутый круг и верный признак кредитомании.      А перед получением кредита вполне серьёзно задайте себе и своей семье следующие вопросы:      1. Действительно ли вам нужен этот кредит или купить желаемое можно каким-то другим способом? И так ли уж вам необходимо то, что так срочно хотите приобрести?      2. Уверены ли вы в том, что "потянете" ежемесячные платежи и другие расходы, связанные с кредитом?      3. Есть ли у вас резервный источник денежных поступлений в случае, если платить по кредиту из собственных денег вы какое-то время не сможете?      4. Устраивает ли вас сумма общей переплаты по кредиту? Вы действительно осознаёте, что отдавать придётся в 2-3 раза больше, чем взяли в банке?      А вообще кредит, говорят психологи, - это тот же грех на душу: его лучше не брать…

Добавить комментарий

delo.kg

Стоит ли христианам делать из мухи слона?

Развеем церковные мифы о долгах.

Ни для кого не секрет, что поколение Y по уши в долгах. Некоторые даже считают именно долги основной приметой этого поколения (а вовсе не соус сирача).

Недавние исследования, проведённые в рамках изучения национальной финансовой пригодности населения, доказали, что две трети всех представителей поколения Y взяли на длительный срок, по крайней мере, один кредит, ну, а тех, кто закончил колледж или универ, уже 81%.

Долги всё больше воспринимаются как повседневное явление, но вместе с тем я всё чаще слышу от христиан, что «долг» - это всё равно, что «грех». Такое мнение может иметь дурные последствия, поэтому давайте разберёмся с этим вопросом сегодня, чтобы не распространить заразу дальше.

Христианские мифы о долгах

Если вы уже какое-то время ходили в церковь, то наверняка сталкивались с различными христианскими материалами о том, как распрощаться с долгами. Скорее всего, вы даже лично знакомы с людьми, которые проповедуют и практикуют свои финансовые идеалы так, будто это евангельские истины.

Несмотря на то, что практическую пользу этих советов отрицать нельзя, они могут иметь побочные действия, когда люди станут приравнивать долг ко греху. Например, в блоге Дэйва Рэмси есть такой пост под таким названием: «Семь смертных долговых грехов», в котором он говорит: «Долги – это симптом серьёзной проблемы. Вы не стали бы тратить деньги на 'ерунду', если бы не пытались таким образом заполнить какую-то пустоту в вашей жизни».

Ну, с одной стороны, это действительно может быть и так. Иногда грех заводит нас в долговую яму, которой можно было бы избежать. Но с другой стороны, такого рода высказывания могут легко переступить грань между потенциальной правдой («грех может довести до долгов») и мифом о том, что долг – это всегда грех.

Концепция выдачи и выплаты займа сама по себе не греховна.

Когда человеку дают в долг, то, возможно, это и есть решение от Бога в данной ситуации.

Иногда люди цитируют Притчи 22:7, чтобы оправдать своё мнение о долгах: «Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца».

Но ведь ни в одном стихе в Библии долг не называют грехом.  

Долг, сам по себе, это не зло

Сам по себе долг – это не зло. Долг может предоставить нам возможность и доступ там, куда бы мы никогда не попали иначе. Будь то кредит на оплату обучения в колледже, или маленький стартовый капитал для семьи, которая пытается наладить бизнес в развивающихся странах, сама идея выдачи и просьбы взаймы отнюдь не греховна.  

Иногда взять в долг – это единственно правильное решение. Когда человеку дают в долг, то, возможно, это и есть решение от Бога в данной ситуации.

Таким образом, как последователи Христа, мы должны проанализировать свои мотивы и покопаться в мыслях, чтобы точно понять, почему мы берём в долг, просить Святого Духа открыть нам, откуда идут наши желания – по воле Бога или из-за наших грехов. Когда вам надо решить взять в долг или нет (а для многих из нас, вопрос стоит по-другому – а взять ли ещё в долг?), то надо сначала тщательно взвесить положение, а уж после этого действовать.

Например, как-то раз я взяла ипотеку на приобретение дома, о котором давно молилась. А потом я взяла ещё потребительский кредит на мебель, потому что та мебель, что у меня была, «показалась мне не очень» в новой обстановке. Оба решения – это долги, однако, я уверена, что ипотека была необходимостью, тогда как кредит на мебель – явно грехом.

Быть в долгах – это не грех

Даже если вы влезли в долги из-за какого-то греха, ваш статус должника не является греховным. Подумайте: обжорство может привести к ожирению, и обжорство – это грех. Но если люди с лишним весом начнут меньше кушать, то они уже не обжоры – хотя процесс снижения веса может растянуться на годы. Таким образом, именно обжорство, а не ожирение, является грехом.

Точно также и тут – возможно, нас довели до долговой ямы какие-то грехи, – мы позавидовали или пожадничали и в тот момент позволили себе потратить больше денег, чем нужно было. Но это не означает, что наш долг – это постоянный грех, висящий над нами как дамоклов меч.

В ту секунду, когда мы отдаём в Божьи руки управление нашими финансами, мы разбиваем оковы финансового греха – даже, если мы ещё в долгах, как в шелках, или даже, если нам придётся взять ещё больше в долг. Грех рождается не от самой суммы долга, а от выбора, который мы делаем на основе своих эгоистичных желаний, вместо того, чтобы делать выбор, руководствуясь Божьим ведением в нашей жизни.

Идея выбраться из долговой ямы может стать идолом

А вот ещё одно из неожиданных последствий, если называть долги грехом – те, кто стремятся во всём быть примерными учениками Христа, ставят перед собой только одну задачу – как избавиться от долгов – и буквально живут лишь с этой мыслью.  

Некоторые финансовые эксперты активно продвигают идею полной свободы от долгов всеми возможными способами, включая продажу машин и вещей, любые подработки помимо основной работы и никаких развлечений, пока не выплатите всё до копейки. Другими словами, настройте свою жизнь так, чтобы всё в ней было подчинено одной идее – избавиться от долгов.

Я думаю, тут пахнет идолопоклонством. Ведь такой подход подразумевает, что у человека нет ничего более важного, чем избавление от долга, а это не всегда так. Мы не должны настолько желать избавиться от долга, чтобы перестать проявлять щедрость, проводить качественное время в нашем кругу друзей или служить в Царствии Божьем.

К тому же, соблюдение строжайшей бюджетной диеты может означать, что вы ожидаете от неё (финансового) спасения. Если денег не прибавляется, то вы редактируете статьи расходов, чтобы прибыль появилась. Меняете работу, отменяете очередное ежемесячное свидание с супругой. Вместо того, чтобы доверять Богу, что Он обеспечит всем, что нужно, вместо того, чтобы искать Его путь решения проблемы, или искать Его мудрости или вмешательства в ситуацию, мы всячески изворачиваемся с помощью бюджетных манипуляций.

Это хорошо – быть мудрыми и ответственными в финансовом плане, но, когда человек становится «сам себе спасителем», он не даёт возможности Богу показать Свою силу.

Долги – это тоже возможность прославить Бога

Я не призываю тратить деньги направо и налево или безответственно вести себя по отношению к кредиторам. Если мы верим Писанию, где сказано воздавать славу Богу всегда и во всём, то значит мы должны переосмыслить свои расходы, чтобы своевременно платить по долгам.

Я призываю жить как настоящие последователи Христа – понимать, куда ведёт нас Святой Дух во всём, включая финансовые вопросы, и доверять возможности Бога обеспечить нас всем необходимым больше, чем своим возможностям. Если мы будем поступать так, тогда всё остальное, включая долги, будет как нужно: в подчинении Богу ради славы Его.

www.hristiane.ru

Можно ли христианам занимать деньги, брать кредит или давать деньги под процент?

Вопрос кредитов играет очень значительную роль в жизни современного общества, и конечно его невозможно избежать христианам. Эта тема стала особенно важной в последние годы в странах бывшего Советского Союза, в связи с резко изменившимися там экономическими условиями.

Неверные подходы к новым финансовым возможностям поставили многих христиан в очень опасные условия. Некоторые попали в беду в результате попыток заработать большие деньги на процентах. Другие, погорели на своём желании иметь много, заняв деньги или купив что-то в кредит, не имея возможности выплатить постоянно растущий долг. При этом большинство христиан забывают, что Библия содержит в себе очень важные принципы, следуя которым, можно не только избежать подобных проблем, но и заложить прочный фундамент финансовой стабильности.

Два основных Библейских финансовых принципа выражены в десяти заповедях. 

Первый – не присваивай того, что тебе не принадлежит, (заповедь «Не кради» Исх 20:15). В новом Завете Павел представляет эту истину в Еф 4:28, «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись…». 

Второй принцип – будь доволен тем, что у тебя есть, (заповедь «Не пожелай чужого» Исх 20:17). Новый Завет подтверждает этот принцип в 1 Тим 6:6-10 «Великое приобретение быть благочестивым и довольным…».

Из этих принципов можно сделать ясный вывод – христиане должны уметь жить по средствам и быть довольными тем, что у них есть. Именно этот принцип в наибольшей степени формирует отношение к кредитам. Нельзя занимать деньги на то, без чего можно обойтись. Нет ничего плохого в том, чтобы жить в хорошем доме, пользоваться дорогой техникой или носить красивую и удобную одежду. Но это верно только тогда, когда вы действительно можете себе это позволить. Если же ради этого вам приходится занимать деньги, покупать эти вещи в кредит, обкрадывать Бога, не жертвуя на служение Церкви, или же работать день и ночь, отрывая время от семьи и от поклонения Богу – это грех. 

Вы пользуетесь тем, что вам не принадлежит, и делаете это по причине того, что вам просто хочется лучше жить. Бог даёт каждому из своих детей разный материальный уровень, исходя из Его целей определённых для нас. Нам же нужно научиться выбрать правильный уровень жизни и быть довольным тем, что у нас есть. Единственным исключением здесь может быть ипотека, или mortgage, когда вы занимаете на приобретение дома. Это связано с тем, что дом обычно не теряет своей ценности, и его реальным собственником являетесь не только вы, но и банк, давший вам на него деньги. Но даже в случае покупки дома, нужно быть реалистом и не покупать того, за что вы не в состоянии платить.

В тоже время, в определённых ситуациях, Библия допускает возможность просить материальной или финансовой помощи у других, беря что-то в займы. Это касается тех ситуаций, когда человек попадает в чрезвычайные обстоятельства. Иисус Христос приводит такой пример, в Лук. 11:5-10. К человеку поздно вечером пришёл гость, а у него нет хлеба, чтобы гостя накормить. Он идёт к соседу и настойчиво просит его, дать ему хлеба взаймы. Ясно, что в данной ситуации у человека есть острая необходимость просить хлеб в долг. Он не мог её предусмотреть. Кроме того, он берёт столько, сколько реально сможет отдать. Отказ просить в долг в подобных ситуациях, часто может быть продиктован гордостью.

Ещё одна группа текстов определяет правильное отношение к тому, как давать деньги в долг другим.

Прежде всего, нужно отметить, что все тексты, говорящие на эту тему, касаются контекста оказания помощи тем, кто действительно находится в нужде (Втор 15:2-10). В этом случае, Писание упоминает несколько принципов: 

  • «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5:42). Это значит не избегать общения и дружбы с людьми, кто потенциально может нуждаться в помощи. 
  • Если дал в долг – не ожидай обратно (Лк.6:34-35). Будь готов терпеть и даже понести на себе убыток, в случае, если должник не может вернуть долг во время. 
  • Никогда не бери процентов с тех, кому занял, «…Кто серебра своего не отдаёт в рост» (Пс 14:5). Смотри на подобные ситуации как на дела милосердия, а не как на возможность заработать.

Эти принципы не касаются ситуаций, когда занимают на то, что не является необходимостью или же когда занимают на развитие бизнеса. В первом случае нельзя занимать вообще. Делая это, вы становитесь соучастником греха, когда человек пытается завладеть тем, что он не может себе позволить. Вторую ситуацию нужно рассматривать не как заём, а как совместное предприятие. Это вполне нормально, когда у кого-то есть экспертиза и определённый опыт, а у кого-то есть деньги, и они решают объединить свои ресурсы, для того, чтобы что-то производить и получать от этого прибыль. В этом случае, вложивший деньги, так же получает часть прибыли, в зависимости от того, какую роль его деньги играли в предприятии. 

В данной ситуации нужно подходить с позиции описанной Христом в истории строителя башни, который, прежде чем приступить к проекту, сначала должен всё хорошо высчитать (Лук 14:28-30). Если у вас кто-то просит занять на бизнес, будь-то отдельная личность, организация или банк, внимательно изучите, как получается прибыль, хотите ли вы быть частью этого бизнеса, и будет ли данное вложение эффективным. Избегайте предложений, обещающих слишком большие дивиденды. Предприятия, стоящие за ними или являются какой-то махинацией, в результате чего вы потеряете деньги, или же связаны с каким-то преступным способом заработка. В этом случае, вы можете потерять не только деньги, но и свободу, или даже жизнь.

Эти простые Библейские принципы помогут практически определить правильное отношение к самым различным ситуациям, касающимся кредитов в современном мире.

Во Христе,

Пастор Алексей Коломийцев

ссылка на источник

Видео на эту тему  "Душа и деньги" 

Очень рекомендую просмотреть это видео, всего 30минут.

konovalovatanya.blogspot.ru


Смотрите также